Электронный дневник
Ссылки

Школьные музеи

Музей им. А.И. Полежаева

В 1984 году в средней школе №9 по инициативе директора Надькиной Александры Герасимовны был создан литературный музей имени А.И.Полежаева. Возглавила его учитель русского языка и литературы Щербакова Людмила Викторовна. Располагался он в простой классной комнате. Открытие его совпало со 180-летним юбилеем поэта. В этот день присутствовали поклонники поэзии своего земляка, среди них председатель «Масторавы» Д.Т.Надькин, автор пьесы «Крестник Его Величества» А.Терешкин. О небольшом музее, находившемся в маленьком провинциальном городке, знали даже в Москве. Именно с помощью сотрудников Московского Государственного музея им.А.М.Горького были грамотно оформлены экспозиции, разработаны пути и источники сбора материалов. Велась переписка с известными людьми, среди них детский писатель В.И.Порудоминский, написавший книгу о Полежаеве «Вся жизнь моя - гроза».
В течение нескольких лет руками учеников и педагогов собирались уникальные предметы, рассказывающие об укладе повседневной жизни жителей города и района. Изучались литературные материалы, неоднократно совершались поездки в архив г. Пензы. Многое дала музею дружба с Н.Л.Васильевым, преподавателем МГУ им.Огарева, изучающим наследие поэта. Он является частым гостем полежаевских чтений. Незабываема встреча с художником Б.И.Лебедевым, иллюстрировавшим книгу И.Воронина «А.И.Полежаев: жизнь и творчество». Копии с его рисунков составляют одну из экспозиций музея.
Двухсотлетний юбилей со дня рождения А.И.Полежаева стал ярким событием в культурной жизни Республики Мордовия. Именно 11 сентября 2004 года было открыто новое помещение школьного литературного музея. К этой знаменательной дате была проделана большая поисковая работа, проведена операция «Чердак», собран фольклор, который используется во время театрализованной части экскурсии, совершена поездка в г.Зарайск, создан фильм о жизни поэта «И мне ль забвенным , мне ли быть?», найдено место захоронения А.Полежаева в городе Москве.
На основе поискового материала созданы уникальные экспозиции, сохранившие частицу прошлого. Литературный музей имени А.И.Полежаева стал большим подспорьем в проведении уроков русского языка и литературы, истории, краеведения, интегрированных уроков. В настоящее время планируется проведение уроков в рамках музейной технологии.
Одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории и культуре России является организация работ лекторских групп в музее. Целью организации лекторской группы стало развитие ученика как исследователя, ответственного за сохранение исторического и культурного наследия малой родины.
В составе лекторской группы - учащиеся 6 класса. Опыт их работы в музее уже два года. Вместе с ними мы проводим следующую работу:
• изучаем литературно-исторические и другие источники, соответствующие профилю музея, его тематике;
• обеспечиваем сохранность музейных предметов, организуем их учет в инвентарной книге музея;
• создаем и обновляем экспозиции;
• проводим экскурсионно-лекторскую работу для учащихся и населения;
• оказываем содействие в использовании экспозиций и фондов музея в учебно- воспитательном процессе.
Сегодня в музее открыто пять экспозиций:
«История рода Струйских»
«Жизненный путь Александра Ивановича Полежаева»
«Увековечивание памяти поэта»
«Ильинское в судьбе Полежаева»
«Крестьянская изба 19 века».
Материалы музея широко используются педагогами для проведения уроков и внеклассных мероприятий. На базе музея проходят школьные и районные семинары, методические объединения, встречи с интересными людьми. Неиссякаемым потоком приходят посетители в музей, многие из них приезжают из других регионов по зову своего сердца. Летом 2014 года в нашем музее побывала съемочная группа канала ОТР. Неожиданным стал визит Общества изучения русской усадьбы. Среди членов которого были профессиональные искусствоведы, скульпторы, архитекторы. Многое их удивило, особенно то, что до сих пор существуют останки господских прудов, где некогда разводили форель. Но, к сожалению, от рузаевского дворца не осталось и камня на камне.
Вовлекая школьников в сознательную и личностно значимую, наукоёмкую и в то же время интересную учебно-познавательную и созидательно-творческую деятельность, музей обеспечивает связь учащихся с жизнью, стимулирует процесс формирования их креативных качеств.
Один из основных источников воспитания гражданственности - память о прошлом. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»,- говорил А.С.Пушкин. Именно интерес к историческому, литературному и культурному прошлому, желание осмыслить его уроки является проявлением всестороннего развития личности, способствует формированию у человека активной жизненной позиции.
К списку
Создано: 11.05.2016 08:47:47   |   Изменено: 11.05.2016 09:04:15
Каталог образовательных организаций Саранска и Мордовии
Видео
Д.И.Фонвизин "Недоросль"
Фотографии